Факторы риска в родительстве
Родители - это такие специальные люди, которые обслуживают жизнь ребенка, принимают
решения, заботятся о безопасности, лечат, кормят, утешают.. У ребенка при этом есть довольно специфические особенности, с которыми до этого взрослый человек мог никогда прежде не сталкиваться.
Одна из таких особенностей - это сырые эмоции, не упакованные, не названные. Это и страх,
и ничем не прикрытая ярость, злость, ревность...
Иногда родителей обескураживает сила и наружность этих эмоций. Голые, громкие, сырые
чувства - это перекошенные лица, громкие вопли, крушение вещей. "Уберите это безобразиe"
- просят родители порой.
Ребенка приходится долго и занудно обучать саморегуляции: учиться понимать свои чувства,
находить им подходящую форму.
Так вот эта работа очень непростая и является фактором повышенной нагрузки на
психический аппарат родителя. Родители не просто устают, а рискуют заболеть психически,
это может быть истощение, депрессии, тревожное расстройство, панические атаки,
нарушения сна, пищевые расстройства, зависимости... в общем, всякое. Где тонко, там и
рвется.
И важна профилактика. Разгрузка. Психогигиена.
Что это и как?
1) научиться сканировать степень своей усталости и просить помощи заранее, когда силы
ещё есть, а не на дне.
2) организовывать себе отключение от ребенка, отсоединять психологическую пуповину,
передавать функции мониторить состояние чада другому взрослому человеку. Иногда хватает
десяти минут одиночества, чтобы перезагрузиться.
3) осваивать любые техники расслабления: дыхание, медитации, йога, прогулки, ванная,
бассейн, массаж. И привносить их в жизнь.
4) учиться управлять мыслями, вносящими раздрай и тревогу. Иногда я проговариваю про
себя фразы, успокаивающие меня: с моим ребенком все в порядке...Он может быть в плохом
настроении и это нормально.
5) научиться замечать малейшие намеки на аутоагрессию и разворачивать их: вместо я
бездарная мать подыскать нейтральные формулировки: например, я в растерянности и не
знаю, что сейчас делать с ребенком.
6) предупреждать изоляцию: включать коммуникативную активность, говорить с людьми,
возобновлять старые связи, заботиться о дружбе, вкладывать туда время и внимание, ходить
в гости, звать к себе, созваниваться, переписываться. Важно включать активную позицию и
ответственность за этот пункт, зачастую изоляцию создаём мы сами, забывая поддерживать
связи с людьми.
.