Истоки эмоциональной зависимости.
Часто причина эмоциональной зависимости – болезненная и ранняя сепарация от родителя в детстве.
Эмоционально зависимый ребенок стремится повиснуть на первом попавшемся доступном взрослом, не проверив безопасность. Так как потребность в близости столь велика, что не до разбирательств уже. Это как сильный голод. Когда хочется съесть первое попавшееся.
А уже в меру сытый человек может придираться к еде, ковырять вилкой, вынимать морковку или лук, выплевывать то, что не понравилось.
Как формируется автономия на примере вертикализации ребенка? Вот он лежит. Младенец.
Тело тяжёлое, мягкое, непослушное, вообще не ясно как им управлять. Но можно кричать,
звать на помощь, проситься на ручки.
На руках теплее и все видно: что вокруг, а не только потолок. Сидя на руках надо укрепить
спину, а то мешком висеть неудобно. Хочется шеей туда сюда вертеть, смотреть. Качается
пресс, спина, шея, ногами надо взрослого обнимать, а то он ходит , качается, не соскользнуть
бы.
С поддержкой взрослого тело ребенка крепнет. И постепенно переходит в вертикальное
положение. Становится устойчивым. Ребенок учится стоять крепко на ногах, ходить. И теперь
сам может себя носить. Сам.
Это долгое вынянчивание.
Что происходит если поддержки взрослого мало?
Вынужденная эволюция. Когда в пустыне отращиваешь себе длинный корень, чтобы выжить.
Ранняя сепарация - это когда надо развиваться быстрее, чем готов, когда поддержки меньше,
чем необходимо.
Дети все равно учатся ходить.
Даже с минимумом поддержки.
Могут не ползать, а сразу пойти, например.
Тело ещё мягкое, непрокаченное, но чтобы не остаться одному, ребенок пойдет, а то и
побежит за взрослым, за источником жизни.
Это источник эмоциональной зависимости.
Когда или один САМ, оставленный котик. Или на ручках. И нет опыта - как это стоять рядом с
другим, не повисая на нем. Стоять рядом. Не повисая, но чтобы и на тебе не висли.
Есть такое образование в психике - защиты. Например, даю другому то, в чем нуждаюсь сам,
но не признаюсь себе. Например, даю другому много опоры и поддержки, так как сам
нуждаюсь. Сажаю взрослого человека на шею, на ручки. Так как сам хочу. Но осознать свою
зависимость страшно.
Внешне люди с ранней автономией могут выглядеть очень независимо. Даже немного дерзко.
Они хорошо освовили как выживать без поддержки. А как быть в отношениях с другими, в
отношениях привязанности, опираться на другого, но и на себя. .. вот это пропущенные
задачи развития.
Но это не значит, что так будет всегда. Эмоциональная зависимость не приговор. Автономия
растет. Появляются новые способы как обходиться со своей зависимостью: младенец кричит,
большой ребенок просит помощи, но тоже кричит..взрослые люди разговаривают,
договариваются, умеют сострадать другим и себе, умеют утешать и искать утешения. Умеют
быть внимательными и разборчивыми при поиске помощи.
Рост происходит через осознание своей уязвимости, зависимости. В безопасных отношениях.
Например, в психотерапии.
Когда терапевт не стыдит за незрелость. Терпелив. Двигается в темпе клиента. Даёт
поддержку для роста и развития. Не в виде удочерения. А в виде честного отклика.
Сопереживания. При работе с зависимой феноменологией очень важно быть честным с
клиентом, не сглаживать острые углы. Объяснять, что происходит: как опытный гид
сопровождает маршрут. А не как родитель, так как это будет обман и инфантилизация
клиента.
.