#родителям
Осознанное материнство: поиск баланса

Когда меня спрашивают, тяжело ли быть мамой, – я задумываюсь. В целом, для того, чтобы БЫТЬ, приходится затрачивать усилия – определять себя, смыслы, расставлять приоритеты. Быть мамой – это целое множество задач и идентификаций. Как ориентироваться среди них?
Как искать баланс?

Есть ощущение, что процесс материнства очень творческий. В гештатльт-терапии есть понятие – творческое приспособление. И я замечаю, что именно подобное сочетание слов хорошо отзывается тому, как я провожу свои дни. С одной стороны, я непрестанно
приспосабливаюсь. Снова и снова. Будто нужно собрать такую комбинацию: найти баланс
между своими потребностями и ребенка, требованиями к ребенку от окружения и его
актуальными способностями. Помимо этого найти, как сочетать установки и трансляции к
матери с собственным подлинным ощущением материнства. С другой стороны, это
приспособление – творческое, переворачивающее отжившее, раздвигающее рамки, ставящее
новые вопросы, на которые ответы вовсе не очевидны. Какие балансы я конструирую в своем
материнстве?

Cвязь с собой – связь с ребенком
Что рождается во мне, когда мы вместе? Что есть во мне отдельного, не связанного с
задачами и смыслами родителя? Связь с собой до родов и после родов – различны.
Ощущение, что раньше мои выборы имели меньший вес. Сейчас потерять полчаса
свободного времени и пару лет назад – огромная разница. До появления ребенка у меня было
достаточно времени, чтобы насладиться своим обществом, прислушаться к себе, провести
несколько экспериментов на тему: чего же я все-таки хочу. Сейчас процесс поиска
потребностей усложнился. Будто среди громкой музыки надо услышать, что же там шепчет
голос от души. Иногда между "поесть, помыться и поспать" удается найти "хорошо и спокойно посидеть вдвоем с мужем или потрогать свежие листья на деревьях".

Cвобода – ограничения
Наблюдать самостоятельность дочери – огромное удовольствие для меня. Смотреть, как она
увлекается занятием, погоней за голубем или внимательно рассматривает книгу. Кажется, что
она забывает ненадолго, рядом я или нет. И я тихонько так рядом. Как фон, дождь или снег.
Смотрю за ней, чтобы никуда не убрела, даже не смотрю, а созерцаю. Мне приятно давать
дочери свободу действий и наблюдать за тем, как она в ней будет пребывать. Но наступают
моменты, где я не могу не вмешаться – остановить нерассчитанные падения, запретить лезть
в розетку или есть ядовитые ягоды или грибы, не разрешить купаться осенью в фонтане и т.д.
Дочь бунтует и пока не понимает смысла моих запретов в силу возрастных особенностей. А
иногда и я сама не понимаю. Есть очевидные вещи, связанные с опасностью. Есть
культурные, семейные запреты. Например, обхождение с личными ценными вещами, игры с
едой, использование предметов не по своему прямому назначению и проч. Где пора ребенка
остановить, а где хорошо и правильно будет дать ему столкнуться с последствиями своего
выбора?

Новизна – стабильность
Сама я нуждаюсь в смене обстановки, движении, поездках, встречах с людьми. Поэтому мое
пребывание с дочерью наполнено всевозможными поездками и событиями. С другой стороны,
я вижу, что она спокойнее всего спит дома и увереннее себя чувствует в знакомой
обстановке. Так возникает поиск необходимого сочетания этих двух факторов: новизны и
стабильности. Встречаюсь с неодобрением старшего поколения, когда в очередной раз еду
куда-нибудь с дочерью. "Куда ты ее опять потащила?" – возмущенно спрашивают меня. Тут я могу обвинить себя или посмотреть иначе. Действительно ли ребенку "плохо" от этих
путешествий? И как я могу понять это? Замечаю, что после поездок ребенок делает скачок в
развитии и становится будто чуть более устойчивым. Также замечаю, что после поездок
ребенок нуждается в отдыхе, в приземлении и спокойной обстановке. Через какое-то время,
отдохнув, я снова готова предложить ребенку новизну. Я предлагаю и стараюсь понять, как
относится к этому ребенок. Тут приходиться включать чувствительность и готовность гибко
менять планы.

Идеальный – реальный родитель
Есть несколько вещей, которые я считаю хорошими для присутствия в родителях, но которые
у меня развиты слабо. Например, планирование дня, структурированность – далеко не самые
сильные мои стороны. Хотя я и считаю, что ровный ритм ребенку полезен, что структура –
основа безопасности и хорошее условие для развития. Я учусь и стараюсь улучшить эти
качества. Но в то же время, иногда я получаю нескрываемое удовольствие от спонтанности и
процессуальности. Мне не хочется совсем лишать себя этого. Нравится внезапно куда-нибудь
пойти или наслаждаться процессом, который не был запланирован. И таких примеров
достаточно, когда "идеальные" качества пристраиваются поверх моих реальных, я стараюсь сочетать их. Ищу где я максимально подлинна как родитель. Где я узнаю себя и
одновременно меняюсь, открываюсь изменениям и развитию. Где я рада БЫТЬ. Где я
аккуратно и бережно раскладываю свои возможные идентификации, выбирая наиболее
подходящую.

Мне кажется, что подобных поисков достаточно у любого родителя. Само по себе пребывание
в роли родителя содержит множество парадоксальных задач, выполнение одних исключает
выполнение других. Это определенная "двигательная мелодия" – когда последовательность операций плавно проистекает, собирая в себе воедино все мельчайшие акты.

Важно не привязываться к приобретенным навыкам и умениям, к найденным удачным ходам
и решениям. Так как в паре родитель-ребенок срок годности этих приобретений очень
ограничен. Иногда мне сложно снова и снова встречаться с тем, что что-то не работает, и вся
мелодия останавливается. В психологии есть название подобным периодам в жизни ребенка
– кризисы 1-го месяца, 1-года, 3-х лет.

В нашей жизни с дочерью мы становимся авторами многочисленных кризисов, маленьких и
больших, но все они преодолимы. Иногда эта уверенность очень греет. Да, сейчас я могу не
знать, что происходит и как найти баланс в этом положении. Могу и не узнать это позже. Но
творчество и открытость делают процесс пребывания в материнстве важным обучающим
опытом для меня. Наверняка, подобные аналогии звучат в множестве и множестве различных
состояниях, далеко не только в родительских.


Made on
Tilda