Поиск виноватого.
Речь в данной статье пойдет о такой особенности мышления человека, как поиск виноватого в неприятной и сложной ситуации. Действительно, иногда, оказавшись в тяжелом положении, бывает спасительно начать обдумывать ее предпосылки и исходы. Когда же человек находит
как причину действия другого человека – то второй в его сознании нарекается виновным, который заслуживает наказания. Что же спасительного человек может найти в этом? Когда на человека внезапно наваливаются неприятности, он волей или не волей испытывает
напряжение.
Существует специальный психологический термин для такого рода напряжения – фрустрация.
Также в неприятной ситуации могут возникать злость, обида, негодование, возмущение. Все
это активизирует человека: краснеют щеки, человек может начать кричать или быстро ходить,
в целом, начинает вести себя неспокойно. Все это многим из нас знакомо. Что же происходит,
когда находится «виновник» ситуации? Весь этот шквал эмоций направляется на него. В этом
и есть спасение – находится вектор приложения возникших чувств. Вроде позлился на
виновного, покричал, – и полегчало. Что же в этом волнует меня? Вроде ситуация вполне
себе рядовая и нет в ней ничего того, что хотелось бы изменить. Но у меня есть пара
вопросов.
Например, с какой целью рождается злость у человека, попавшего в неприятности? Мне
кажется, что злость – это энергия, это то, что наполняет силой и решительностью что-либо
сделать. Существует множество вариантов применения этой энергии. И наказание виновного
не единственный из них. И более того, не самый разумный. Ведь облегчение, которое
испытывает человек, наказавший виновного, очень проходящее. А ситуация, в которой он
оказался, не была затронута его вниманием. И нет гарантий, что уже вскоре человек снова не
попадет в подобную. Поэтому, мне кажется, разумнее не поиск виноватого, а, например, в
целом анализ ситуации.
Подробный анализ: что мне хочется изменить в сложившейся ситуации, как я могу это
сделать, как я могу свести к минимуму дальнейшие столкновения с подобным? В этом случае
теряется сладкое ощущение своей жертвенности и несправедливости мира. И появляется
ответственность за свою жизнь и необходимость что-то самому менять в ней. Как ни странно,
множество людей выбирает первый вариант – считать себя жертвой и искать способы
наказания виновного (если не самому, то взывать к высшим силам с просьбами о наказании).
Так мы и имеем общество, где все вокруг в чем-то виноваты, проблемы начинаются на
уровне споров – кто, где и насколько.
Обвиненным быть никто не хочет, а вот обвиняющих всегда предостаточно. И это настолько
привычный и, на мой взгляд, неконструктивный и выматывающий сценарий, что даже грустно
становится. Предложишь человеку свободу менять свою жизнь, быть ее соавтором, а он от
этого отмахнется, лишь бы свое ощущение жертвы несправедливости сохранить.
Еще я не понимаю следующей привычки, которую часто замечаю и у себя внутри, и у других
людей. Это привычка задавать такой вопрос: «За что мне ЭТО?». Вопрос риторический и
достаточно трагичный. Опять же возникает уже упомянутое чувство несправедливости и
жалость к самому себе. Мне кажется, что истоки этого лежат в старых, забытых детско-
родительских разговорах. Когда ребенка убеждают, что во всем, что с ним случается,
виноват он сам: заболел, потому что ноги промочил, в школе побили, потому что ведешь себя
плохо, хомячок умер, так как ты его не кормил и т.д. Я не говорю, что такая линия воспитания
неверная. Ребенку важно понимать какие его действия какую реакцию у окружающих
вызывают. Умение видеть и замечать реакции окружающих на свои действия (есть
психологический термин для этого – децентрация) бывает очень полезно тем, кто решил жить
среди людей. Но есть опасная крайность такого воспитания – чувство, что все происходящее
со мной вызвано моими действиями. Именно от этого так тяжело участникам травмирующих
событий. Есть такое настроение в обществе: называется «сам виноват». Например, часто
слышу житейские мнения на тот счет, что женщины сами провоцируют изнасилования,
нападения на себя, избиение и т.п.. Даже если и есть доля истины в подобном, это никак не
запрещает сочувствовать и поддерживать людей в этих обстоятельствах.
Итак, вернемся к вопросу: «За что мне это?». Какие варианты ответов могут быть? Первый:
не за что. Тогда получается, что человек страдает незаслуженно, он – жертва
несправедливости и может по праву чувствовать себя несчастным. Второй вариант в народе
звучит: «за все хорошее», хотя ничего хорошего не подразумевается, а подразумевается все
то же: сам во всем виноват. Как чувствует себя человек, который сам во всем виноват и не
может поэтому надеяться на поддержку других людей? Все так же – несчастным. Тогда выбор
между двумя причинами для того, чтобы почувствовать себя несчастным. Поэтому предлагаю
перестать задавать этот вопрос, потому как он при любом раскладе не сулит ничего хорошего
человеку, его задающего.
Какая альтернатива? Выйти из континуума «жертва и виновник», «преступление и наказание».
И создать новый – «проблема – решение». Взять на себя свою долю ответственности, не все
или ничего как в примерах выше, а именно СВОЮ. То есть постараться понять какие мои
поступки привели к неприятной ситуации, а какие моменты были неподвластны моему
контролю и случились со мной потому что случились. Постараться найти решение. А для
этого прежде всего надо перестать фиксироваться на том, что не нравится, а заглянуть
внутрь себя и найти то, чего хочется. А дальше уже уйма вариантов поиска способов
реализовать решение. Только вместо наказания тут появятся просьбы: не могла бы ты мне
помочь изменить ту ситуацию, в которой мы оба задействованы? Вместо праведного гнева на
виновника появится уважение и терпение. Если подобных преобразований не произойдет, то
и надеяться на то, что проблемы в нашей жизни будут решаться – бессмысленно. Без труда
не выловишь и рыбку из пруда. Удачи Вам и мне в этом пути.