Эмоциональный интеллект
— относительно молодой теоретический конструкт, появился примерно 25 лет назад. На пике исследований интеллекта психологи заметили, что есть
целый пласт явлений, которые стандартные тесты интеллекта измерить не могут — пласт про
чувства, переживания, эмоции. Так появилось понятие эмоциональный интеллект.
Изначально в это понятие входила способность человека понимать и верно интерпретировать
свои эмоции и эмоции других людей.
Влияет ли эмоциональный интеллект на успех?
Было высказано предположение, что понимание чувств других людей позитивно влияет
на успех человека в жизни. Но это не отменяло того, что когнитивные способности детей
также важны и играют ключевую роль в их жизни, учебе и дальнейшей карьере. Рассуждения
про роль понимания переживаний других людей явились логичными продолжениями
исследований интеллекта. Человек существо социальное, а чувства других людей,
их реакции — важная часть социальной реальности. Таким образом, рациональное
и чувственное в человеческой природе уравновешено, и нет смысла гадать, какой из этих
компонентов является ключевым для успеха.
Структура эмоционального интеллекта.
Из каких компонентов складывается ясное понимание человеческих чувств и реакций?
Исследователи этого вопроса до сих пор расходятся в мнении относительно этих
компонентов. Майер, Соловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального
интеллекта:
1) Восприятие эмоций— способность распознавать эмоции (по мимике, жестам,
внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также
идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции
мышления— способность человека оживлять свой мыслительный процесс, обогащая
переживаниями, придумывать новое, быть креативным.
2) Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции,
распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции
к другой, предсказывать развитие эмоции со временем.
3) Управление эмоциями— возможность выбирать наиболее подходящую к ситуации
форму для выражения той или иной эмоции.
В любом случае, важно отметить, что навык распознавания своих переживаний
и переживаний других людей — многоплановый, сложный, формирующийся постепенно.
Начиная с младенчества, дети погружены в социальную и чувственную реальность, через
мимику и жесты происходит взаимодействие ребенка и его близких.
Как ребенок обучается улыбкам, смеху, плачу? Есть множество исследований по этому
поводу. Исторически считалось, что эмоции — врожденные древние инстинкты, которые
одинаковы у всех людей. Но дальнейшие исследования опровергли универсальность
переживаний в разных культурных контекстах.
Психологи обнаружили, что эмоции — культурный феномен, проявление и развитие
которого зависит от обучения. С детства нам в общих чертах объясняют, когда люди
сердиты, когда — рады. В зависимости от социальной среды ребенок обучается быть
более или менее экспрессивным, в том числе сила выражений эмоций сильно зависит
от конституции нервной системы.
Изначально считалось, что для достижения успеха детям очень важно научиться
контролировать себя, уметь заставлять делать трудные операции, отодвигать получение
удовольствие на потом, а так же быть умными, интеллектуальными. Проводилось много
исследований, подчеркивающих важность IQ. Родители волновались и старались как
можно лучше подготовить своих детей к дальнейшей жизни, развивая их мышление
и обогащая знаниями.
Внимание к социальным навыкам человека обогатило эту картину. Выяснилось, что для
успеха детей также важны социальные навыки: умение договариваться, сочувствовать,
вступать в отношения, понимать чувства свои и других. Но это вовсе не означает, что
всем детям для достижения успеха важно стать эмоциональными и открытыми
в выражении своих чувств. Экспериментально не было установлено, что для всех
профессий необходим высокий эмоциональный интеллект.
Ребенок и его эмоциональность.
У детей есть право отличаться в проявлении своих переживаний. Проведенные
исследования эмоций доказали, что у каждого переживания — многообразие форм. Один
и тот же человек может в разные моменты и заплакать от злости, и вскипеть, начать
кричать.
Иногда родителям бывает сложно с эмоциональным характером своего ребенка. Кому-то
тяжело, если ребенок чересчур замкнут и закрыт в своих переживаниях. А кому-то,
напротив, чрезмерная страстность своего ребенка — тяжелое испытание. Неважно, экспрессивен ли ребенок или сдержан, есть общий вектор развития эмоциональной сферы — саморегуляция.
Эмоциональная саморегуляция — это важный итог развития многих навыков и процессов.
Это способность ясно осознавать свои переживания, давать им имя, и выбирать наиболее
адекватную форму выражения, выбирать, когда давать ход чувствам, а когда —
контролировать. Научиться грамотно обходиться со своей эмоциональностью — всё
равно что научиться управлять сложной и тонко устроенной машиной, которая иногда
ломается или едет по скользкой дороге.
Ребенок в течение своей жизни чувственно усложняется, в подростковом возрасте
в арсенале переживаний ребенка те же составляющие, что и у взрослого человека:
от эйфории до отчаяния. Ребенку доступны сильные переживания с рождения, дети
в младенчестве уже испытывают сильнейший страх или гнев, а так же радость
и успокоение.
Родителю важно помогать давать переживаниям разные имена, читать литературу,
в которой есть различные переживания, рассказывать ребенку про них. Также важно
в рамках разумного объяснять ребенку свои состояния: например, папа расстроен, что
у него не получилось взять отпуск, и он не сможет поехать с нами на дачу и поэтому
грустит.
Рекомендации родителям.
Эмоционально-волевая регуляция — краеугольный камень в процессе взросления
ребенка. Очень важно, чтобы ребенок в процессе своего становления научился быть
в крепких отношениях с разными людьми, доверять, заботиться, вовремя понимать, что
происходит в этих отношениях. Часто мы наблюдаем перекосы либо в сторону доверия,
либо в сторону подозрительности. Слишком доверчивые дети вовремя не замечают
подвоха и могут легко попадаться на удочки манипуляций, обмана и использования.
Подозрительные дети бывают настолько закрыты, что им трудно открываться
в отношениях, быть спонтанными, эмоциональными, и они могут страдать от одиночества.
Важно эти перекосы вовремя заметить и сгладить. Если ребенок гибок, и чувствителен —
то его можно обучить хорошо ориентироваться в отношениях с людьми.
Важно обучить технике безопасности, рассказать про манипуляции и обманы, привести
примеры диалогов, которые могут насторожить ребенка. Пугливым и закрытым детям
может помочь поддержка их экспрессивности, важно поддерживать ребенка на пути
выражения чувств, не давить и не стыдить ребенка, дать ему достаточно времени
обучиться выражать эмоции. При этом стоит не забывать, что иногда невозможно
застенчивого ребенка сделать эмоционально раскрепощенным и открытым, есть
конституциональные отличия и ограничения. Импульсивность в выражении эмоций также
может мешать адаптации ребенка в коллективе. Можно объяснить ребенку, что его
взрывы чувств могут пугать других детей и отталкивать. Таким образом, можно
подытожить, что эмоциональное развитие каждого ребенка уникально, родителю важно
быть чутким и замечать, где ребенку нужна поддержка, а где — ограничения.
Для развития эмоционального интеллекта необходима активная социальная жизнь
ребенка, когда есть взаимодействие с другими и есть возможность обсуждать с родителем
плоды этого взаимодействия. Необходимо помнить, что чувственные смыслы
и социальная грамотность — результат культуры и обучения, важно разговаривать
с ребенком про переживания, давать им имена, обучать взаимодействовать с другими
людьми. Не стоит пускать такое важное дело, как формирование эмоционального
интеллекта, на самотёк.
Эмпатия и сочувствие. Эмпатия — вишенка на торте социального интеллекта. Этот навык
чрезвычайно сложен и не у всех зрелых людей развит в достаточной мере. Изначально
дети очень слабо умеют сопереживать другим. В их природе — эгоцентризм. Дети хорошо
и ясно отстаивают свои интересы - и могут относиться к другим людям потребительски. Как
обучать ребенка эмпатии? Для начала важно понимать реальность, что эмпатия
не возникает сама собой в определенный период.
Эмпатия — результат теплых, доверительных отношений ребенка со взрослым. Сначала
ребенок усваивает, что к нему относятся с любовью и заботой, и только затем обучается
отдавать любовь и заботу сам. Приблизительно в пять лет дети начинают признаваться
своим родителям в любви, хотя этот возраст у всех разный. После этого дети учатся
новой для них идее, что взрослый — тоже человек, тоже устает, тоже расстраивается,
тоже может настаивать на своем. Если в уважительном ключе эту идею получится донести
до ребенка — то это положит начало подлинной, а не показной эмпатии.
Эмпатия — это возможность переместиться своим сознанием в другого человека, встать
на его место. Эта процедура требует довольно большого внутреннего напряжения.
Способность встать на место другого, особенно на место своего оппонента в ссоре
развита даже не у всех подростков. Этот навык называется децентрация, и развивается
он в отношениях, в процессе разговоров и обучения. Понимание своих переживаний и умение придавать им необходимую форму выражения — возможность быть свободным, возможность
выбирать степень и форму чувствам, а не быть у них в рабстве.
Эмоциональный интеллект — важная ступень на пути к зрелости и автономии. Когда
ребенок научается ориентироваться в мире чувств и взаимодействий, он получает
возможность вступать в отношения с другими, дружить и любить, а так же конструктивно
конфликтовать в случае необходимости. Для развития эмоционального интеллекта
ключевыми являются два фактора: отношения с родителями, их обучение выражать свои
чувства и общаться, и разнообразная социальная среда, в которой ребенок может
взаимодействовать с другими людьми.