Границы насилия.
Часто общаюсь с родителями на тему границ, про то как останавливать ребенка и не будет ли
это все насилием. Задумалась про это и решила написать свои соображения.
Границы- это линия соприкосновения двух государств, двух людей, родителя и ребенка. Что происходит на границе? Движуха. Обмен. Я что-то предлагаю ребенку, он на это как-то реагирует, и наоборот. Границы - это про то как я предлагаю, как я останавливаю, как реагирую на остановку меня другим.
Как я определяю разницу между нормальным обменом с ребенком и насилием.
Свойства "нормальных" границ:
1) проницаемость: я могу принимать что-то от другого, позволяю себя погладить, беру еду,
внимание, даю тоже что-то. Впитывающая поверхность.
2) чувствительность: чувствую, когда меня касаются, замечаю, что другой рядом, понимаю,
где я заканчиваюсь и начинается другой.
3) гибкость, пластичность: выдерживаю давление, не разрушаясь. Могу идти на уступки,
выдерживаю инаковость.
4) осмысленность: мои ограничения имеют Смысл. Нельзя меня бить так как больно,
неприятно. Критерий: можно внятно объяснить смысл просьбы, требования, запрета.
5) осознанность: более менее понимаю, что со мной, когда другой что-то мне предлагает или
отказывает. Например, понимаю, что меня злит, если в ответ на мои просьбы не орать,
ребенок продолжает орать.
Признаки насилия:
Потеря чувствительности, осознанности, осмысленности действий. Сильная эмоциональная
заряженность реакции. Деструктивность.
То есть когда нет ресурса или когда другой воспринимается ошибочно как угроза моей
целостности, когда нет навыка и способности выдерживать инаковость другого без попыток
немедленно его исправить то ... велика вероятность проникновения насилия в отношения.
Когда встречаешься с ограничением мало кому это приятно. Все равно, что бежишь- бежишь
и в стену тормозишь. Ребенку обычно такое не нравится . Но это не значит, что к нему
применили насилие. Это большая ошибка ассоциировать "ребенку неприятно = к нему
применили насилие".
Если ограничение имело смысл, родитель был осознан (понимал, что с ним и зачем он
останавливает ребенка), если при этом не было деструктивных дейсивий (бить по голове,
чтобы учился, например) то это не насилие, а установление границ. Даже если ребенок не
рад был.
Учиться выдерживать напряжение инаковости помогает избегать насилия в отношениях.
Ребенок учится принимать отказ и сам отказывать. Родитель учится сталкиваться с отказами,
не теряя при этом сознания и не впадая в ярость, сохраняя рассудительность и готовность
плавно и последовательно продолжать движение тем же курсом.
Коварные моменты: насилие как реакция на мнимую опасность. Когда отказ ребенка попадает
в больное место, например :"он меня не уважает, я беспомощный, не могу быть
беспомощным и жалким, когда я беспомощный мне ужасно и страшно, я будто в опасности -
впадаю в гнев". Это молниеносная неосознанная реакция. Запускает взрыв напряжения, и
вместо рассудительности и осознанности мы получаем аффект, в котором родитель может
быть деструктивен (может например швырнуть ребенка, сжать, оттолкнуть). Эти больные
места могут быть разными.
Например, физическая боль. Когда ребенок случайно или специально делает больно -
детонация, взрыв, потеря осознанности и деструктив.
Что делать:
Отматывать назад. Вспоминать пошагово, что предшествовало неадекватной реакции,
проговорить это с кем-то, придумать как и когда можно остановиться, отойти подальше, пока
не рвануло.
Ребенок может быть насильственен, груб и не осознан, в ответ на ограничение бить, кусать,
орать. Важно делать поправку на его незрелость, обучать реагировать конструктивно, плавно,
проговаривать свои реакции. При этом помнить про эмоциональное заражение: стараться
ребенка заразить своей устойчивостью, а не наоборот: заразиться его незрелостью и
аффектом.
Границы - это красиво. Это как калиево-натриевый насос в клетках. Процесс, направленный
на обмен и поддержание жизни. Насилие - это поломка, когда вместо двигательной мелодии
хаотичные взмахи и грубые действия. Когда я останавливаю неадекват и ярость другого - это
не насилие, при условии, что сохраняется вменяемость. Поймать руку трехлетки,
пытающегося ударить и сказать "нет, так нельзя, бить нельзя" - это ок, впасть в ярость и
ударить сильно в ответ - не ок. Вот такие соображения у меня.