#родителям
Созависимые родители.

Все ответственные родители стараются быть включенными в жизнь своих детей, им важно, что происходит с ребенком, всё ли у него в порядке. Но иногда здоровая тревога может перерасти в патологичную зависимость от своего ребенка. Когда мы можем говорить, что у родителя возникли созависимые способы обращения с ребенком?

Созависимые родители чрезмерно поглощены жизнью детей, вовлечены эмоционально и физически, полагают, что знают всё о своем ребенке: каков он, что он хочет. Помимо этого, происходит включение в свои личностные границы того, что не может быть частью нас: родитель пытается полностью контролировать ребенка, старается знать о нем абсолютно все: может читать личную переписку, дневники, социальные сети. При созависимости происходит искажение заботы о детях: родитель всеми силами пытается оберегать ребенка от последствий его действий, защищает от критики учителей, или друзей, даже если эта критика справедлива.

Каждый родитель стремится заботиться о своем ребенке, как понять, что забота приобрела патологические черты?


  • Родитель препятствует здоровому взрослению ребенка: говорит, что ребенок не может нести ни за что ответственность, и только родители могут позаботиться о нем.

  • Отговаривают от любых увлечений или затей в страхе, что это может отдалить ребенка от семьи.

  • Часто берут на себя обязанности, которые необходимо выполнять самому ребенку: систематически доделывают домашние задания за него, убирают его вещи, даже если он уже в состоянии сам справляться с этим.

  • Контролируют каждый шаг ребенка: с кем он общается, какую одежду носит, какие фильмы смотрит, о чем размышляет.
  • Изолируют ребенка от окружающего мира, внушая ему, что мир чересчур опасен для него;

  • Есть проблемы с дистанцией между родителем и ребенком: родитель не отпускает, обижается всякий раз, когда ребенок хочет сделать что-то по-своему.




Взросление и отделение ребенка от родителей — пугающий процесс. Нормально, если родители беспокоятся про это. Но каждый родитель понимает, что рано или поздно ребенок начнет становиться независимым и самостоятельным. Когда благополучие родителей полностью разрушается при отдалении ребенка - можно говорить про созависимые отношения. Ребенок не должен быть основой семейной жизни, на которой все держится. Наоборот, родители — это основа, тыл ребенка. Опираясь на надежные и доверительные отношения с мамой и папой, ребенок постепенно взрослеет, приобретает самостоятельность. При созависимых отношениях процесс сепарации ребенка воспринимается особенно болезненно.


Факторы, способствующие созависимости у родителей:


  1. Депрессивные состояния, тоска, низкая самооценка;
  2. Дефицит самоуважения и принятия: потребность быть нужным во что бы то ни стало, чтобы укрепить ощущение своей ценности;
  3. Жестокое обращение в прошлом: возможно, сами родители росли в сильном дефиците поддержки и заботы, и теперь пытаются всеми силами компенсировать это, дав ребенку излишнюю заботу и безопасность;
  4. Нереализованные потребности в любви, страх быть ненужным;
  5. Низкая чувствительность к своим границам: нет ясного понимания своих чувств, желаний, потребностей, ценностей;
  6. Потеря собственного «я», фрагментарность идентичности;
  7. Сильный и постоянный страх за ребенка, наличие потерь близких людей в прошлом;
  8. Конфликты внутри семьи: частые выяснение кто виноват;
  9. Зависимость (химическая, алкогольная и проч.) одного из супругов.

Набор стереотипов при созависимых отношениях.

При сильной увлеченности жизнью своих детей может возникать иллюзия контроля над ситуацией: пока я так сильно включена в жизнь детей — с ними точно ничего плохого не случится. Помимо этого, патологическая забота о ребенке является способом утвердить свое право на любовь, укрепить свою самооценку.

У родителей, склонных к созависимым отношениям могут быть очень суровые требования к себе, а так же чувства одиночества, брошенности и ненужности. Такие родители находятся в сильном напряжении из-за чувства вины перед детьми. Они могут быть неспособны расслабляться и отдыхать. При созависимости у родителя происходит искажение жизненных приоритетов, при котором у ребенка оказывается самое важное место в жизни: «ты — смысл моей жизни», «я живу ради него» - эти фразы могут свидетельствовать о том, что в отношениях есть созависимые проблемы.


Манипуляции.

В партнерских и уважительных отношениях возможен прямой и честный диалог. При этом, есть уважение к праву другого человека отказываться от тех или иных просьб, уважение к его свободе. Здоровые отношения могут выдерживать различия, когда несогласие во мнениях не ведет к разрыву и ссорам. При созависимых отношениях прямой и честный контакт между людьми сильно затруднен. Люди неясны в своих просьбах, просьбы начинают больше напоминать намеки и обвинения. При созависимой коммуникации просьба не говорится прямо, а может выражаться косвенно — в виде манипуляции. Виды манипуляций:


1) Обвинение. Например, человек вместо того, чтобы просто попросить налить ему чай и поговорить с ним 20 минут может начать обвинять окружающих в том, что его не любят, используют, пренебрегают им. При этом, конструктивный диалог невозможен.


2) Угрозы и шантаж. Предложение сделать что-либо в этом случае начинается с слова «если ты...», например: «если ты не придешь домой вовремя, я превращу твою жизнь в ад!».


3) Морализаторство. При морализаторстве человек отказывается просить напрямую, а начинает давить на оппонента моралью. Например: «хорошая жена давно бы уже накормила меня, а только потом бы уже рассказывала как у нее прошел день».


4) Просьба из позиции жертвы: «я понимаю, что меня никто в этом доме ни во что не ставит, иначе бы вы уже давно поехали на дачу чинить забор»!


5) Лесть: «ты же умный мальчик, сделай так как говорит тебе мама».


6) Лишение любви: родители говорят, что будут поддерживать ребенка только в том случае, если он будет следовать по принятому родителями плану: пойдет учится туда, куда решили родители, будет одеваться в ту одежду, которую выбрали родители, будет общаться только с теми детьми, которые нравятся родителям. Если же ребенок бунтует и не соглашается с выбранным курсом — родители как бы отрекаются от ребенка: «ах, раз ты сам знаешь как тебе жить, вот и живи как хочешь!», «ты больше мне не сын (не дочь)!».


7) Гнев и ярость на любые попытки ребенка противоречить воле родителя, на его несогласие.


Контакт педагога с созависимым родителем.
Трудно сказать, как именно педагог может понять, что родитель ребенка — созависимый. Какие признаки могут на это указывать:


  • Родитель чересчур включен в школьную жизнь ребенка: старается все контролировать, очень активно контактирует с педагогом.

  • Родитель часто конфликтует с педагогом из-за несправедливых оценок ребенка, считает, что его ребенка недооценивают, просит особенного отношения к ребенку. Давит, чтобы ребенка ставили на первые роли, обижается и оскорбляется в случае если этого не происходит.

  • Родитель может быть всем недоволен: призывает все изменить и улучшить в сложившихся школьных порядках, возмущается и конфликтует с другими родителями, призывает всех быть более ответственными.

  • Нарушает границы педагога: звонит в нерабочее время, в выходные или праздники, требует встречи в неудобное для учителя время, обижается на отказ от такого плотного общения. Ругается с педагогом из-за своего ребенка, требует больше его хвалить, и защищать от других детей. Часто конфликтует с педагогом из-за напряжений в школьной жизни их ребенка, обвиняет учителя в любых неуспехах и трудностях своего ребенка. Манипулирует: старается либо подкупить педагога, чтобы он лояльнее относился к их ребенку, либо запугать: могут угрожать всевозможными жалобами начальству.





Рекомендации педагогам:

При общении с созависимыми родителями важно четко и ясно устанавливать границы, напоминать родителям, что учитель — не личный репетитор для их ребенка. Важно выходить из дискурса: «мы вам платим и заказываем музыку».

Родитель выбирает образовательные услуги, и если его не устраивает работа педагога — он может сделать выбор поменять учреждение, а не пытаться всеми доступными силами перевоспитать учителя и улучшить его. Педагогу важно спокойно и мягко, но с достоинством останавливать родителя, нарушающего его личные и профессиональные границы. Иногда родители просто не понимают особенностей функционала учителя, и стараются намекнуть ему как ему лучше учить их ребенка. В этом случае, учитель может лаконично и из доминирующей позиции объяснить родителю особенности своего функционала. При этом обозначить, что педагогическая практика — это его территория.

При попытках запугивать учителя или всячески контролировать необходимо напомнить родителям, что у учителя уже есть руководство, которое его контролирует, и что он не нуждается в дополнительном контроле со стороны родителей. При этом, важно сохранить уважительный контакт с родителями, для этого необходимо немалое терпение.

Заключение:
Любовь и контроль в родительской жизни сильно переплетены: мы устанавливает правила, и стремимся воспитать у детей ответственное отношение к своей жизни. Когда ребенок успешен — родителей переполняет гордость.
При созависимой истории отношений со своими детьми родители могут сталкиваться с непониманием и обидами. Дети сопротивляются контролю и обижаются на чрезмерную вовлеченность родителей в их жизнь. Найти баланс между контролем и свободой — сложная задача в созависимых отношениях.

Ребенку важно чувствовать принадлежность к семье, а еще важно понимать за что отвечает только он. Созависимые родители могут быть очень чуткими и внимательными, и ответственными, опираясь на эти свои качества, есть все шансы уменьшить родительскую созависимость и дать необходимое пространство детям для взросления.

















Made on
Tilda