Сказка про эмоциональную зависимость
Жил был маленький ослик. У него был хозяин. Хозяин не любил ослика. Он привязывал его на веревку и оставлял мокнуть под дождем. Хозяин нагружал ослика тяжелыми предметами. Бил тонкой и крепкой палкой, когда ослик уставал и медлил. Ругался на ослика, когда был не в духе.
Но иногда хозяин подзывал ослика к себе и говорил:
- Какой ты милый. Я бы тебя всегда кормил сладкой морковкой и оставлял ночевать в теплом ангаре, если бы ты вел себя ЛУЧШЕ. Вот смотри: вчера ты снова наложил кучу на заднем дворе. Это никуда не годится!
Ослик не помнил себя от счастья. Его назвали милым. И попросили быть ЛУЧШЕ, он не совсем понял в чем и как, но все равно был рад. Где ему справлять свою нужду он тоже не понял, но что с него взять, он же осел.
И ослик стал много и усердно стараться быть ЛУЧШЕ. Он носил еще более тяжелые тюки, и не жаловался на холод и голод. Когда хозяин его бил, он терпел и не брыкался в ответ.
Однажды хозяин подозвал его к себе и дал морковку. Просто так, ни с того ни с сего. Что же я сделал, чем это заслужил? - подумал ослик.
Потом ослик вырос и стал диким ослом. Не спрашивайте как так получилось. Он пришел на терапию и стал разбираться почему хочет всем нравится, почему он бесконечно ревнует свою ослиху к другим животным, и почему он так страдает от нелюбви к себе и вообще от нелюбви.
Эмоциональная зависимость базируется на желании получить любовь любой ценой. Корни ее уходят в непоследовательность родителя: который то отвергает ребенка, то ласкает. Так же важная составляющая эмоциональной зависимости – нереальные требования к ребенку и наказания за естественные человеческие проявления.
Больше всего наказывается природная детская агрессивность: запрещают настаивать на своем, перечить, спорить, кричать, брыкаться.
После такой дрессировки очень трудно говорить «нет» людям, отказывать.
Есть желание получать морковку и награду, и даже повзрослев, люди продолжают осмысливать себя как зависимых. Что ресурсы у кого-то другого. И их надо заслужить.
Развитие при эмоциональной зависимости :
1) Возвращение себе права на жизнь и любовь просто так
2) Рост автономии, увеличение самостоятельности, умение самому организовывать себе «морковки»
3) Возвращение права на здоровую и адекватную агрессию
4) Восстановление границ: где я, что мое, а что чужое, уважение к своим и чужим границам
5) Умение договариваться: прояснять, быть ясным, пунктуальным
6) Возвращение себе права на экспрессию, быть равным себе в контакте (кричать, когда пугаешься, смеяться, когда радуешься и т.д.)